?

Log in

No account? Create an account

pozharny

Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. (Притчи 16:9)


Previous Entry Share Next Entry
pozharny

Современные кочевники


Американские мироустроители не говорят прямо о кочевниках, но упоминают о перемещении масс людей по тем или иным причинам. Ведь если всмотреться в ту, картину мира, которую они рисуют (безгосударственных мир постмодерновых городов-государств), то она вся наполнена людьми, которые куда-то всё время перемещаются. Это могут быть как вполне успешные бизнесмены, которые мотаются по всему миру, покупая и продавая что-нибудь (новые кочевники Жака Аттали «На пороге нового тысячелетия»), это караванщики нового шёлкового пути, туристы, и огромные массы воюющих армий и беженцев без гражданства. Так или иначе, новый мир перемешивает целые народа на широчайших просторах континентов, что с одной стороны обезличивает людей, стирая их идентичность, с другой стороны создаёт огромную напряжённость в отношениях между народами.

Давайте почитаем немного Жака Аттали, чтобы взглянуть на наш мир из недалёкого прошлого. Поразительно, но как зорко смотрел в будущее этот француз.

ГЛАВА IV. КОЧЕВНИКИ

«Человечество вступает в сверхиндустриальный век. Богатые, процветающие зоны будут беспечно соседствовать с обширными нищими регионами. Передовые технологии создадут новые виды изделий и товаров, которые предоставят гражданам недосягаемые прежде возможности, этот процесс будет сопровождаться утратой традиционной привязанности к стране, общине, семье. Новые предметы, которые я называю номадическими (кочевыми), так как все они - небольшого размера, изменят в будущем взаимоотношения во всем спектре современной жизни. И прежде всего они изменят отношение человека к самому себе.

Эти предметы, эмбриональные формы которых, типа портативного компьютера фирмы "Сони", сегодня можно встретить повсюду, помогут создать совершенно другого человека.» В 1992 году трудно себе это было представить, но именно сегодня это часть нашей реальности. Мы все окружены номадическими устройствами. У большинства есть мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и ноутбуки, которые позволяют человеку быть всегда на связи благодаря беспроводному интернету.

«привилегированные жители как Европейской, так и Тихоокеанской сферы, а также богатейших примыкающих к ним провинций станут освобожденными, наделенными властью номадами, связанными между собой лишь желанием, воображением, алчностью и амбицией. Такая новая кочевая элита уже формируется, уже разрывает свои связи с родными местами - своим народом, своими ближними.» По роду своей работы на протяжении уже почти 8 лет каждый день сталкиваюсь с этим типом кочевников. Это люди, которые работают в транснациональных корпорациях. По роду своей деятельности они путешествуют из страны в страну. Они постоянно на связи, постоянно на телефонных звонках и в переписке по электронной почте. Они могут месяцами ездить по всему миру, ночуя не более недели на одном месте. «Человеку-кочевнику придется трудиться постоянно, бесконечно, так как у него исчезнут представления о естественном делении суток на дневное и ночное время, как, в общем, и всякое понятие о времени.» На вскидку могу предположить, что таких людей уже пара десятков миллионов. Это уже даже не кочевое племя, это уже кочевой народ. И всё это благодаря номадическим предметам, о которых пишет Жак Аттали. «Средства связи для современного кочевника-номада становятся все более простыми и удобными в обращении. Различного рода сообщения можно получать по телефону-ответчику, с которого можно даже с далекого расстояния считать информацию. Благодаря портативному телефону номад может продолжать общественную и частную жизнь, общаться с другими людьми и делать это независимо от своего местопребывания в данную минуту: ведет ли он автомобиль, гуляет ли по пляжу, летит ли в самолете. Теперь отпадают все ловкие отговорки, нет больше никаких священных уединений, человеку нигде нельзя спрятаться.»

Мне не встречалось ещё людей, которые бы оторвались окончательно от своей идентичности. Все мои знакомые «кочевники», не смотря на годы, скитаний по разным странам и работы в разных должностях всё равно так или иначе ассоциируют себя со своей первородиной. Хотя голос предков и родной земли изрядно приглушается шумом разговоров на международном английском, это верно. «Впервые у человека не будет адреса. Чувство привязанности к тому месту, которое рождало все культуры в прошлом, превратится лишь в слабое, достойное сожаления воспоминание.»

Человек-кочевник в попытках сотворить себя самого самостоятельно должен будет быть постоянно в курсе различных событий, иначе он не сможет своевременно сориентироваться и оказаться в нужное время в нужном месте. «Учиться - значит жить, по доверенности, путешествовать с помощью образов. Кочевой человек будет учиться в любом возрасте, глядя на экран и рассматривая те образы, которыми он сам будет манипулировать, подчиняясь необходимости получения информации, стремлению быть в курсе всего того, что происходит в мире, в этой эфемерной череде трагедий и комедий.»


  • 1
Это все конечно интересно, но возникает вопрос о производстве и инфраструктуре. Кто-то должен производить все эти высокотехнологичные и не очень товары, а это требует локализации персонала. Городам-государствам не по карману содержать или создавать огромные по протяженности дороги, трубопроводы и линии электропередач. Неизбежно возникает ощущение, что кочевники это все население, а только некий слой. И роль ТНК не раскрыта, а она-то, на мой взгляд, и является определяющей в этом новом мире.

Жители разностанов могут кочевать как сезонные птицы на сезонные работы, где им будут говорить, что эту кнопку тыкать, а эту нет. Дальше автоматика. И кочевничество не значит, что ты и недели дома не сидишь. МОжешь зависнуть годика на 2-3, потом куда-нибудь рвануть.

кочевники вынужденные и добровольные

В пассаже Аттали смущает подача про "деление на зоны преуспевающие и бедные". Чем в его модели обусловлено это разделение, ведь в пределе, если все кочуют, то всё должно перемешаться в единую гомогенную массу?

Случайно не в том ли секрет, что в _некоторых_ зонах люди не откажутся от своей идентичности и какой-то формы коллективизма, и за счёт этого высосут или отнимут ресурсы у других? Речь о фактическом порабощении обитателей "бедных" зон.

Прошу прощения, только что видео про жителей Мьянмы в Тайланде попалось:
https://www.facebook.com/ajplusenglish/videos/656694691138708/

Re: кочевники вынужденные и добровольные

Смотрю за окно офиса и пока не вижу гомогенизирования. Большие боссы качуют бизнес классом, офисная шпана - экономом, а босота уборочная, на поезде в кыргыстонию.

Re: кочевники вынужденные и добровольные

Об том и речь. Что-нибудь кроме специфической эстетики в модели Аттали есть? Как и за счёт чего это должно работать, какие даёт прогнозы?

Иначе перед нами просто маниловщина в постмодернистском духе.

Кстати, кочевникам -- кочевое искусство: может это просто песня акына, "что вижу о том пою", а мы почему-то за гениальное прозрение принимаем то, что Жак написал про быт своих друзей.

Он, кстати, продолжает что-то пописывать, без особых амбиций, насколько я могу судить:
https://www.linkedin.com/in/jacquesattali
https://twitter.com/jattali

Re: кочевники вынужденные и добровольные

Тут дело не в моделировании. Просто удивителен сам факт того, как он смог разглядеть в определённых предпосылках некие элементы повседневности будущего.

В своё время написался, теперь отдыхает :)

Re: кочевники вынужденные и добровольные

А вы уверены, что это он их разглядел в неких предпосылках, а не сами элементы эти были сконструированы по его концепту?

Re: кочевники вынужденные и добровольные

Вероятно и то и другое вместе.

  • 1