pozharny

Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. (Притчи 16:9)


Previous Entry Share Next Entry
pozharny

Заметки на полях. О божественной воле и истории.


Вопрос нахождения общих позиций по основным антропологическим, социальным, экзистенциальным и метафизическим основаниям между христианским миропониманием и коммунистическим стоит очень остро для определённых групп людей. Эти люди осознают опасность миру и пытаются найти в синтезе двух миропониманий опору для спасение человечества во всех смыслах.

Я отношу себя к этим группам людей и осознаю то, что нахождение общих оснований является весьма дерзновенным начинанием. Жизненный опыт подсказывает, что при должном изучении коммунистических идей и познании христианства, всё больше и яснее будет проявляться как фундаментальные различия, так и фундаментальные совпадения взглядов.

В своих изысканиях я буду прилагать основные усилия к выявлению этих фундаментальных совпадений в миропонимании и понимании бытия. Что касается различий, то с ними придётся работать отдельно. Множеству людей придётся приложить усилия, чтобы так или иначе преодолеть эти различия или, хотя бы, смягчить отношения к ним, во имя спасения всего человечества.

Я надеюсь, что мои смелые изыскания станут хоть сколь-нибудь полезным вкладом в дело объединения людей ради противостояния угрозе, нависшей над всеми нами. Я верю в успех, поскольку примеры не предельно противоречивого сосуществования коммунистического бытия и христианского миропонимания уже есть в нашем мире. Например, на Кубе и вообще в Латинской Америке. Что касается Кубы то, там нет противоречий даже с РПЦ. Можно сказать, что только на нашей родине, противоречия исторически заострялись до крайности. Я думаю, что время начать сближение, с аккуратной оглядкой на историю, пришло. Мы не имеем права повторить ошибки прошлого.

Да поможет нам всем Бог в нашем не простом деле.


После необходимого вступления я теперь могу перейти к рассмотрению отдельных вопросов.

Сегодня я оставлю свои заметки на полях книги протоиерея Александра Меня "Сын Человеческий".

Как вы знаете, вопрос об Истории является одним из ключевых в коммунистическом учении. (Беру на себя смелость вместо "марксистском" сказать "коммунистическом"). Что об этом говорится в книге "Сын Человеческий".

"Пророки не только переживали встречу с Богом в глубине своего существа, но видели Его руку в жизни народов. Это было откровением, уникальным среди других религий.

“Вечный закон, который греки усматривали в стройном развитии и движении материи, – пишет английский мыслитель Кристофер Даусон, – для иудеев осуществлялся в превратностях человеческой истории. В то время как философы Индии и Греции размышляли об иллюзорности или вечности космических процессов, пророки Израиля утверждали нравственную цель истории и объясняли преходящие события своего времени в их отношении к божественной воле
".

Этот отрывок указывает на прямую связь между нравственной целью Истории и Божественной воли. По Ветхому Завету получается, что с израильским народом в истории случаются те или иные события в зависимости от следования или не следования воле божьей. То есть, от следования или не следования своему предназначению, своей исторической и божественной миссии. Это относилось к истории народа Израиля. Полагаю, что после пришествия Христа до сих пор и впредь до второго пришествия это относится ко всему человечеству:
"А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
"
Послание ап. Павла к Колоссянам 3 гл., 8:11.


Рассмотрим ещё один отрывок.

"Наблюдая неизменные ритмы природы: восходы и закаты, смену времен года и движение планет – большинство древних философов пришло к мысли о циклическом характере бытия. Все, полагали они, несется по кругу, все один раз случившееся повторится опять, и ничто не может быть в корне изменено. Рождаясь, умирая и возникая вновь, Вселенная и человек обречены на вечный круговорот. В противовес этому взгляду Библия учит о творении, которое устремлено ввысь, к совершенству. И хотя одновременно с добром возрастают и злые силы, в конечном счете они будут побеждены, и миру откроется свободный путь к Царству Божию. Иными словами, пророки стали первыми, кому открылись направление и смысл истории."

Тут говорится о том, что История есть устремление творения ввысь, к совершенству. Это тотальное восхождение творения со всевозрастающей сложностью препятствий из-за одновременного возрастания сил зла. Вот и получается, что историческое развитие есть путь совершенствования творения через преодоление всё новых препятствий.

Мне кажется, что понимание истории как некоего процесса развития бытия есть одно из общих оснований, даже если не касаться вопроса о Боге и его замысле.



  • 1

Мощная заявка

А как можно построить разговор, чтобы к чему-то прийти?

Обмен заметками на полях... Любопытно.

Вот Евгения Шевченко опубликовала свои заметки на полях трёх книг (не считая кодекса строителя коммунизма) → http://rossaprimavera.ru/essay/religiya-faktor-razvitiya-chelovechestva

Кстати, напомнила, что конечная цель разговора о синтезе коммунизма и православия - вопрос развития человечества. История XX-го века показала, тчо по-одиночке, сами по себе эти движения с задачей не справились.

Значит в итоге всех поисков должно быть сказано новое Слово. Знакомых мне христиан, такая перспектива откровенно пугает...

Re: Мощная заявка

>А как можно построить разговор, чтобы к чему-то прийти?
Я боюсь, что рецепта здесь нет. Сугубо индивидуально в каждом случае. В первую очередь я полагаю, что нужно понять того, с кем пытаешься навести мосты. А это значит овладеть его языком, хотя бы в минимальном объёме. То есть сначала начать понимать его в лингвистическом смысле, а потом и в сущностном. Простой диалог, в котором в первую очередь интересуешься и слушаешь, а уже потом говоришь о своём, думаю будет вполне уместен в любом случае. Надеюсь я правильно понял вопрос.

>Значит в итоге всех поисков должно быть сказано новое Слово. Знакомых мне христиан, такая перспектива откровенно пугает...
Да, действительно. Новое Слово для христиан - это уже имеющийся Новый Завет. Какое-то ещё Новое слово - это либо очередная ересь, либо означает новую религию. А зачем она нужна, когда уже есть истинная вера? Цепочка рассуждений людей верующих проста. Для людей же светских вообще не очень понятно зачем изобретать новую религию, когда есть на выбор куча других. Более того, ни одна из них не воспринимается светским человеком более чем культурное явление. Ну будет ещё одна. Одной больше, одной меньше. Но почему бы новому Слову означать что-то иное нежели религию? Может быть оно может означать что-то другое? Родственное и близкое христианству, но не замена ему.
Возможно, ответ на вопрос о "новом Слове" будет найден позже. Тогда станет ясно, каким же оно будет. Пока я не готов дать прямой ответ.

Re: Мощная заявка

Послушать исповедание веры собеседника для начала очень правильно будет, большинство верующих говорит об этом охотно. Если не говорят, это скорее всего свидетельствует о неспособности сформулировать основы веры, тогда никакой метафизики и прочей "зауми" в разговоре не жди. Далее, нужно дать исповедание собственной веры. Если будет значимое совпадение (не значит большое) в понимании веры, то шансы на серьёзный разговор появляются. Общаются же ныне православные с анафематствованными полторы тысячи лет назад арианами (армянская церковь, на минуточку).

Новое слово (Слово это Тот, кто был в начале Ин.1.1) вполне может быть сказано и усвоено как часть Предания церкви, если будет сказано в Духе, и церковь услышит это слово. Творчество о.Александра, похоже, усваивается. Ну и не только священники могут быть богословами.

В целом достойный старт, ящетаю.

Edited at 2016-12-21 06:03 pm (UTC)

Re: Мощная заявка

Спасибо. С Божьей помощью.

если проводить параллель, что если народ следует или не следует историческому духу, то его ожидают те или иные превратности судьбы?

Двигаешь развитие - стало быть ты в истории, меньше войн, больше мира. Тормозишь историю - получаешь нищету, войны, бедствия. Как-то так.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account