pozharny

Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. (Притчи 16:9)


Previous Entry Share Next Entry
pozharny

Заметки на полях. О социальной справедливости

Эль Греко. Изгнание торгующих из храма

Я продолжаю оставлять заметки на полях книги протоиерея Александра Меня "Сын Человеческий". Напомню, что я стараюсь читать эту книгу специальным образом – сквозь призму социалистического мировоззрения.

"Благодаря пророкам, учение Моисея приобрело черты мировой религии*. По словам Паскаля, единственным выражением библейской веры “должна быть любовь к Богу, и Бог осуждает все остальное”. Эта любовь требовала не столько церковных церемоний, сколько человечности, добра и правды. Поэтому в проповеди пророков такое большое место занимала идея социальной справедливости.

Как бы ни различались учители Израиля по своему характеру, темпераменту и общественному положению, их всех объединяла бескомпромиссность в отношении к отступникам, тиранам и лицемерам, которые надеялись “задобрить” Творца дарами и жертвами.
"

Этот отрывок указывает на то, что в Ветхом завете идея социальной справедливости занимала очень важное место. Не кто-нибудь, а пророки (!) делали на ней акцент.

"Пророков нередко называют социальными утопистами. Но на самом деле они не предлагали никаких политических реформ. Если Платон разработал проект режима с общностью имущества и контролем правительства над всеми сферами жизни, а философ Ямбул мечтал о Городе Солнца, где все будут равны, то пророки ставили на первое место веру и нравственные задачи человека. Они знали, что одних внешних перемен недостаточно, что гармония в мире возможна лишь в результате гармонии между волей Божией и волей людей."

Мне бы хотелось указать здесь особо на то, что акцент делается не на внешних изменениях общества, а первостепенно на изменении человека изнутри. Таким образом, автор указывает на то, что не преобразившись сам человек не сможет поменять общества. Можно каким-либо дивным образом выстроить остров Утопия. Заселить туда людей и всё кончится через месяц толком не начавшись. Примером тому могут быть коммуны Анри Сен-Симона, Шарля Фурье и Роберта Оуэна. Даже тяжёлый и самоотверженный труд не удерживали долго людей вместе. Так что трудотерапия - это дело необходимое, но не достаточное. Не даром дольше всех держались религиозные или квазирелигиозные коммуны, не говоря уже о некоторых монастырях (в разных религиях), существующих веками.

И далее
"Но именно поэтому пророки не собирались мириться с язвами общества. Их страстный протест был продиктован верой в высокое предназначение человека."

В последнем предложении заложен очень сильный посыл. Здесь говорится о том, что нарушение социальной справедливости есть противодействие человеку в исполнении его высокого предназначения. Ведь почти всегда угнетённый человек лишён возможности восходить и творить. Нет в угнетении воли Божьей, угнетатель нарушает эту гармонию.

Вот так мы получаем ещё одно общее основание - социальная справедливость или, если брать шире, справедливость вообще.



  • 1

Пророки и социальное

Интересно. Спасибо.

А видели статью Дмитрия Буянова на Регнуме про Омара Хайяма? Автор подводит к мысли, о том что исламские мутазилиты тоже руководствовались верой в восхождение и высшее предназначение человека.
https://regnum.ru/news/2210898.html

У него же подробное описание вилки, в которой находились _сравнительно гуманистичные_ мусульмане. Между мусульманскими ортодоксами (насколько понимаю, типа фарисеев) и мусульманскими же радикальными популистами (насколько понимаю, типа зилотов в Иудее).

Задумался, что нечто похожее можно увидеть и у марксистов: разделение радикалов (типа левых эсеров в начале XX-го, или нынешних фундаменталистов, с неизбежной примитивизацией) и высоколобых начётчиков, которые приходят к способности обосновать всё что угодно. И где-то между этими полюсами - живая вера и разум.

Re: Пророки и социальное

Нет, статью пока ещё не видел. С Исламом я конечно знаком, но ещё не настолько глубоко, чтобы начинать там искать общие основания. Возможно со временем и этим займусь. Но лучше бы это сделал кто-то, кто сам из мусульманской среды.

Статью почитаю. Спасибо.

Что касается поляризации мнений, то это всегда и везде присутствует.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account