pozharny

Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. (Притчи 16:9)


Previous Entry Share Next Entry
pozharny

Иное мнение. О труде (часть 2)

Начало.

            Теперь обращусь к такому тезису
из статьи: «Изначально труд в христианском (и соответственно, в западном капиталистическом) обществе рассматривался ка проклятие, посланное на человека за грехопадение». Далее приводится цитата из Библии, в которой Бог говорит Адаму о том, что он будет «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят». И в итоге делается основополагающий вывод о том, что в христианском каноне труд является проклятием и наказанием за грехи. Правда далее, во второй части предложения уже говорится нечто куда менее спорное о том, что труд не отчуждаем от человека и является смыслом его жизни на пути к Богу.

Давайте, что называется разберёмся с тезисом о том, что в христианстве труд – это проклятие и наказание за грехи. Во-первых, само слово «проклятие» в Ветхом завете не следует понимать буквально в нашем сегодняшнем смысле. Это не какое-то магическое слово или действие, которое наводит злые чары на человека, отчего тот начинает страдать. В ветхозаветном контексте это предречение как правило крайне негативных последствий того или иного действия или поступка. Например, отец говорит ребёнку: «за то, что ты проколол шины у нашей машины, теперь тебе придётся идти за 10 километров пешком в ближайший магазин за хлебом и консервами и на себе тащить 15 кило продуктов домой, чтобы мы тут не умерли с голоду». Согласитесь, это совсем не то же самое, что «за то, что ты проколол шины у нашей машины, я накажу тебя тасканием 15 килограммов груза на расстоянии 10 километров». Тут набедокуривший сам себя наказал, а старший только предрекает жизненные последствия содеянного. Таким образом, приведённый в статье сюжет в христианстве воспринимается в целом иначе. Не буду говорить, что автор совсем не прав, нет. Вполне допускаю, что в каких-нибудь протестантских сектах, даже очень крупных, (или как они себя иногда называют «деноминациях») имеет место именно такая трактовка, которая приведена автором статьи. Просто не нужно делать самых широких обобщений.

Походя замечу, что в данном сюжете говорить о Боге-отце несколько преждевременно. Мы не знаем какая именно ипостась нераздельной и неслиянной Святой Троицы говорила с Адамом. В Ветхом завете вообще очень сложно говорить о том, кто или как обращается к людям Бог-Отец, Сын или Дух святой. Тут достаточно будет сказать просто Бог. Это очень непростой богословский вопрос.

Во-вторых, давайте обратимся в самое начало книги бытия. На мой взгляд, там есть два сюжета, которые напротив возвеличивают труд до абсолютных вершин. Смотрим самую первую главу книги Бытия, самые первые строки, и мы видим, как трудится Сам Бог, создавая мир. Шесть дней он его творчески создаёт и периодически даёт оценку результатам своих действий: «И увидел Бог, что это хорошо». Более того, вспомним, чем завершилась эта первая в истории мира трудовая неделя: «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2: 1–3).

Таким образом, та рабочая неделя, которой мы пользуемся до сих пор, хотя и сделали себе послабление в виде ещё одного выходного (в каком-то смысле, с поправкой на «подпорченность» мира грехопадением), заложена от сотворения мира.

Второй сюжет - это то, что Бог дал задание первому человеку, то есть Адаму, возделывать и хранить Эдемский сад, а потом ещё и животных к нему привёл, чтобы тот давал им имена. Это ли не первое трудовое задание человеку от Самого Бога?

Завершая, свои возражения к одному тезису автора статьи и подтверждая другой его тезис, я хочу сказать, что каждому, абсолютно каждому, человеку от Бога дан как минимум один, неотчуждаемый талант. Это талант творческого труда. Любой человек может рано или поздно найти себя в каком-либо деле, которое он будет любить и которое у него будет получаться. При этом это не обязательно будет какой-нибудь хорошо известный внешний талант, например, музыканта, писателя или художника. Я вот встречал уникальных электриков, врачей, учителей, агрономов. Таких людей, про которых в народе говорят «талант от Бога».

Почему я в какой-то мере спорю с автором статьи? Потому что я считаю тему творческого труда в христианстве и коммунизме одним из общих метафизических оснований для синтеза. Не знаю много их или мало вообще, но те, которые есть, надо беречь пуще зеницы ока, не делая поспешных и неоправданно обобщающих выводов.

Давайте вспомним определение коммунизма. Коммунизм – это раскрепощение и пробуждение высших творческих способностей в каждом человеке. Чуть выше я сказал о том, что талант творческого труда есть в каждом человека от Бога, то есть – это высшая творческая способность человека. Её лишь надо раскрепостить из темницы человеческих грехов и пробудить. Именно эта способность человека должна преобразить мир, ведь судьба человечества и мира взаимоувязаны. Человек пал и вместе с ним мир оказался поражён злом. Теперь человек должен очень сильно и тяжело трудиться, чтобы восходить обратно или даже выше, совершенствоваться самому и тащить за собой мир.

Тут очень важно сказать, что именно капитализм во всех своих формах активно подпитывает человеческие грехи, которые создают темницу творческому таланту человека. То есть капитализм отчуждает от человека часть его человеческой сущности – талант или право, кому как угодно, на творческий труд. Это уже античеловеческое деяние.

Вероятно, сказанное выше об общем метафизическом основании может прозвучать очень дерзко у нас в России на фоне очень непростых исторических отношений последователей коммунизма и православных христиан. Но это наше историческое наследие, которое надо ещё осмысливать и как-то с ним жить. В других местах мира было по-другому (например, в Латинской Америке), и это даёт повод надеяться, что взаимный антагонизм не имеет абсолютного характера. Ведь в конце концов РПЦ благодарила, не кого-нибудь, а самого Фиделя Кастро за открытие православного храма на Кубе: «В Русской Православной Церкви имя Фиделя Кастро неизменно произносят с уважением и благодарностью. При личном участии команданте в Гаване был возведен храм в честь Казанской иконы Божией Матери, и Фидель, по его собственному выражению, выступил «комиссаром стройки». (См. оф. сайт Патриархии РПЦ «Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной Фиделя Кастро Рус»).

P.S.: Мнение моего более просвещённого брата ( ikrometoff), который после прочтения моего сочинения высказался так.

"
Не вижу, с чем бы хотелось поспорить. Разве что усилить аргументацию Преданием неразделённой христианской церкви. Многие отцы говорили о благодатной, созидающей роли труда в жизни человека.

...Бог наложил на человека груд не в наказание и мучение, но для вразумления и научения его (свт. Иоанн Златоуст, 46, 40).
...Человек, пока не совершит всякий труд в деятельных добродетелях, не может достигнуть свободы истинного созерцания (прп. авва Исаия, 60, 34).
Люби труды в это краткое <земное> время, чтобы покоиться целые веки; потому что сам ты пойдешь туда, а дело твое останется здесь (прп. Ефрем Сирин, 31, 518).
Наиболее болезненным является, на мой взгляд, вопрос синтеза христианства и коммунизма в России. Печальная история жесточайшего противостояния, память о котором в церкви ещё не остыла, особо оптимизма не добавляет. Однако общие этические нормы позволяют надеяться в перспективе на мирное, толерантное взаимодействие, и это было бы настоящим прорывом. Достигнуть которого станет возможно, когда уровень массового образования существенно поднимется, и все христиане будут знать основы своей веры и что такое идеалы коммунизма, а коммунисты будут знать коммунистическую теорию и что такое христианские ценности. Например, в Японии параллельно существуют две массовых религии, и для японцев нормально бракосочетаться в синтоистских храмах, а прощаться с покойными родственниками в буддийских."



  • 1
Бездельники угодны Господу. При коммунизме никто не будет работать, и все будут счастливы

  • 1
?

Log in

No account? Create an account