pozharny

Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. (Притчи 16:9)


Previous Entry Share Next Entry
pozharny

Серые кардиналы мировой политики. Часть четвёртая.

Каковы же основные направления исследований в мозговых центрах в США и по всему миру? (Текст специфичен, поскольку мозговые центры пишут сами о себе).

I. Глобализация. Считается, что информация уже стала международным товаром номер один. Глобализация непрерывно задаёт направление и движет потоком технологий, ресурсов, знаний, людей, ценностей и идей. Рост «экономики знаний» [1] привёл к соревнованию между «институтами знаний» [2] за лучшие идеи и людей по всему миру. Новые технологии породили определённые вызовы, на которые «западное» сообщество ответило появлением элитных институтов по всему миру.

II. Увеличение численности международных акторов. Распространение государственных и негосударственных акторов таких, как негосударственные некоммерческие организации (НКО), межгосударственные межправительственные организации (МГО), породило истеблишмент в мозговых центрах по всему миру и обеспечило ему поддержку и определённую нишу.

III. Демократизация и децентрализация власти. Так называемые «демократические движения» по всему миру помогли разогреть запрос на независимый анализ государственной политики и создание неправительственных мозговых центров.

IV. Запросы на комплексный информационный анализ. За последние 15 лет государственная монополия на информацию закончилась, а контроль за ней значительно ослаб из-за технологических достижений и «демократических движений». Эти движения создали некоторую интеллектуальную нишу для мозговых центров, которые могут проводить независимый анализ и предоставлять независимую информацию.

V. Возросшая сложность политических проблем. Правительства столкнулись лицом к лицу с рядом высокотехнических и комплексных проблем, решение которых требует такого уровня компетентности, что влиятельным политическим лицам приходится искать совета на стороне. В то же самое время на правительства усиленно давят, чтобы оно улучшило экономическую и бюрократическую производительность. Обращение правительств к мозговым центрам за разъяснением и советом по этим вопросам есть событие историческое.

VI. Новая техническая революция и скорость изменения технологий. Упростившийся доступ к более дешёвым, быстрым и качественным технологиям сильно облегчил работу по широкому освещению своего материала небольшим организациям и частным лицам. Этим организациям и людям с ограниченными финансовыми возможностями интернет, социальные сети, облачные и переносные компьютеры значительно упростили задачу проведения исследований и распространения полученных данных по всему миру. Организации используют веб-сайты и социальные сети для того, чтобы делиться своими текущими событиями и полученными данными. Многие из этих подходов сильно отличаются от традиционных академических экспертных обзоров и рецензий. Эти изменения драматически увеличили своевременность, доступность и силу влияния исследований, проводимых общественными движениями и частными лицами. Комбинация глобализации и постоянного роста количества технических инноваций наделила этих лиц самостоятельной значимостью, что определённым образом ставит серьёзную проблему перед признанными «институтами знаний» такими, как университеты и мозговые центры.

VII. Всё более открытые дебаты по поводу принимаемых правительством решений. Группы по интересам и публичные граждане не хотят отдавать правительству монополию на процесс принятия решений, что в свою очередь придаёт больше важности открытому обсуждению проблем и политических альтернатив. Вероятность, что ключевые игроки воспримут правительственную информацию и разумные объяснения, уменьшилась, что создало запрос на более независимые источники анализа..

VIII. Движения глобальных «хактивистов [3] », анархистов и популистов. В течение последних двух лет неожиданно по всему миру появился целый набор движений, по внешнему виду не имеющих отношения друг к другу. Однако, у них есть один общий элемент. Все они противоэлитны в своей основе. Появление этих групп в столь разных странах как Индия, Греция, Египет, Тунис, Китай, Бахрейн, Чили и Соединённые Штаты, можно описать как волну глобального популизма. Эти движения собрали молодёжь, безработных, частично занятых и недовольных в массовые, зачастую не имеющие лидера, движения, бросающие вызов устоявшемуся политическому строю и экономическому порядку. Подогретые экономическим кризисом, политическим параличом и тупиковой ситуацией в политике многих региональных и национальных правительств эти популярные движения вышли на поверхность, чтобы огласить недовольство коррупцией, нарушением гражданских свобод и неэффективностью и нерешительностью своих лидеров. Это явление происходит, в том числе, в ответ на то, что граждане оказались в ситуации, когда они не имеют представительства и им не доверяют, они чувствуют, что их маргинализировали, а выбранные лидеры не касаются их нужд и интересов. Наконец, что общего у Викиликс, Арабского пробуждения, the Arab Awakening, «Америка вернись!», Чайной партии, Жасминовой революции и анти-иммигрантских групп во Франции и противокоррупционных групп в Китае и Индии, так это то, что они задействованы и усилены под знаком технологий в стиле общинных организаций 60-ых, которые соединены с новыми мощными технологиями такими, как социальные сети (Facebook, Twitter, YouTube), мобильные телефоны, переносные компьютеры (iPod, iPhone, iPad, etc.) и новыми СМИ (Al Jazeera, the Huffington Post).

IX. Глобальные структурные регуляторы. Есть один главный глобальный структурный регулятор, который переворачивает мир кверху ногами. Экономически развитые страны сейчас в кризисе. Со стороны развивающихся стран и находящихся на стадии становления экономик наблюдается плотная конкуренция в производстве, услугах и высокотехнологичном секторе, в котором традиционно преобладали страны Севера. Текущий экономический кризис также бросает вызов либеральному экономическому порядку и погрузил традиционно лидирующие экономики мира в финансовый и валютный кризис. Продолжающийся экономический кризис и связанные с ним финансовые трудности выявили глубокие структурные и финансовые проблемы, которые ведущие политики исторически откладывали от одной администрации к следующей. Эти проблемы начали всплывать на поверхность домашнего политического ландшафта. Неудачные попытки сладить с ними 10 или 15 лет назад оставили ответственным политикам массу трудных решений. Принимать эти трудные решения совсем не просто политикам, которым ещё предстоит переизбираться. Действительность будет такова, что уровень жизни в странах Севера будет снижаться, право на доходы придётся урезать и налоги повышать. Не найдётся политика, который хочет нести эту весть своим избирателям.

X. Экономический кризис и политический паралич. Динамичный рост и соревновательный настрой зарождающихся экономик на глобальном Юге требует от стран Севера, чтобы они подстригли свои бюджеты и правительственные программы, дабы привести их в соответствие с текущим глобальным экономическим соперничеством, меняющимися демографическими данными, возрастающим госдолгом всех уровней и маленьким, либо вообще отсутствующим, экономическим ростом. Северным экономически развитым странам с их неспособностью соревноваться с низкими зарплатами и низкими затратами на получение прибыли в развивающихся странах и зарождающихся экономиках будет трудно выбираться из экономического кризиса в краткосрочной перспективе. Шансы на серьёзный экономический рост даже в долгосрочной перспективе оказываются смутными. Если только не произойдёт значительное «структурное регулирование», не будут применены новые технологии и повышена производительность. Урезание бюджетов и стратегическое инвестирование (например, в науку и технологию, инфраструктуру, стратегические ресурсы и образование), которые позволят странам Севера остаться конкурентоспособными в глобальной экономике, потребуют от этих стран сокращения военных расходов и программ адресной помощи [4]. Вместо того, чтобы разрабатывать план борьбы с этими долгоиграющими структурными проблемами, политики в Соединённых Штатах, Европе и Японии вязнут в болтовне и застревают в политическом тупике.

XI. Политические цунами. Сегодня на национальном уровне увеличивается количество политических, природных и социальных феноменов, которые оказывают сильное влияние на глобальном уровне. С укреплением глобализации число и мощность этих транснациональных явлений будут расти. Это создаёт «Политическое цунами». Политические проблемы сначала проявятся на политическом ландшафте в одной стране, и потом будут расширяться и усложняться по мере прокатывания по всему миру с опустошительными последствиями. Только те страны, которые могут выявлять, отслеживать и анализировать эти транснациональные ударные волны, смогут реагировать на них эффективно. Текущий экономический кризис, Арабская весна и Викиликс застигли ответственных политиков и общественность врасплох. Всегда были локальные события, которые имели глобальные последствия, но новым в описываемом явлении является скорость и мощь, с которыми политические проблемы путешествуют по миру и быстро достигают кризисного состояния.

XII. Государство против сверхэнергичных личностей [5] и социальных сетей. «Демократизация» политической деятельности и информация сделали политику и власть сильно децентрализованными. Государство-центричный мировой порядок перешёл от государств к межправительственным организациям, потом к неправительственным некоммерческим организациям, а теперь к отдельным личностям. Для этих людей (см. например navalny) большим подспорьем является Интернет и социальные сети. Они могут создавать распределённые организации и сети, которые могут потягаться с государствами.
-------------------------------------------------------------------------
[1] Экономика, в которой ключевым ресурсом, позволяющим производить товары и добиваться конкурентных преимуществ, являются знания; термин введен в оборот П. Дракером.
[2] Институты, в которых основным рабочим материалом являются информация и знания людей.
[3] Компьютерный взломщик (хакер), деятельность которого нацелена на раскрутку каких-либо общественных или политических дел.
[4] Как правило, это социальные льготные программы.
[5] Ближе всего по смыслу к тому, что имеется ввиду в описании «supercharged» из Оксфордского словаря: «having powerful emotional overtones, supply with extra energy or power».


Часть 1, часть 2, часть 3.

?

Log in

No account? Create an account