?

Log in

No account? Create an account

pozharny

Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. (Притчи 16:9)


Previous Entry Share Next Entry
pozharny

Находить общий язык всегда трудно, но надо

20 декабря 2014 года интернет-газета "Бизнес Online" (Татарстан) провела интернет-конференцию с председателем синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиереем Всеволодом Чаплиным.

Материал получился весьма интересный для движения «Суть времени», которое видит одним из путей к спасению и преображению России синтез христианства и коммунизма. Как пример в СВ приводится «Теология освобождения» родившаяся в третьей четверти 20-го века в Латинской Америке.

Само по себе предыдущее предложение вызовет настороженность у многих читателей, считающих себя православными. Уж слишком много «опасных» слов понатыкано в этом предложении. Да и у догматичных марксистов вопросов возникнет не меньше. Заметьте, я не сказал коммунистов. Вместо того, чтобы направлять друг в друга революционные маузеры и опускать на головы вселенские проклятия, лучше начать разговаривать. Это не пустые слова. Это очень важно. Почему? Позвольте объяснить, прежде чем мы вернёмся к обсуждению интернет-конференции.

1352756977_samoe-strashnoe-i-samoe-tjazhjoloe

Вы наверное замечали, что в повседневной жизни, когда встречаешься с незнакомым человеком для обсуждения какого-либо предмета, то требуется некоторое время для того, чтобы найти общий язык. Действительно, учёный физик не сразу может договориться даже с инженером электриком, хотя, казалось бы, области их знаний сильно пересекаются. Всё равно в одни и те же понятия люди из разных социальных сред, разных профессий, верований и так далее могут вкладывать разный смысл. Вот и получается, что два русскоговорящих человека, чтобы полностью понимать друг друга, сначала должны договориться о том, как они будут интерпретировать те или иные слова. И только после того, как они приведут в соответствие понятийные аппараты, можно уже начинать продуктивный диалог. Самое сложное это начать разговаривать, ведь зачастую людей разделяет непробиваемая стена, слепленная из шаблонов и ярлыков, которыми люди привыкли оперировать за прошедшую жизнь.

К чему я это всё говорил, а к тому, что не надо бояться таких слов как Бог, коммунизм, православие, справедливость, христианство, Маркс и так далее. Надо разговаривать.

Ещё раз взглянем на фразу «синтез христианства и коммунизма». Тут ключевое слово «синтез». Чем оно так пугает? Быть может пугает перспектива «синтеза» новой религии? Ну тогда давайте заменим слово синтез на «продуктивный и взаимополезный диалог, который перейдёт в совместную работу на благо Родины». Мне очевидно то, что часть вопросов придётся обойти и не касаться их. Например, основных догматов веры или вера в то, что на земле можно построить справедливое общество. Ни первое, ни второе не может стать препятствием к сближению позиций, поскольку не является чем-то, что одна из сторон будет категорически отрицать вплоть до разрыва. Тогда стоит концентрировать внимание на том, что можно делать вместе. Обсуждать то, что сближает. Найти общие точки опоры и укреплять только их совместно. Навязывать свою метафизику другому «монастырю» в этом случае было бы фатальной ошибкой. Примерно так и строится межконфессиональный диалог в России. Строится очень давно при разных правителях и политических устройствах. Кто-то быть может спросит «А зачем вообще договариваться»? Отвечу, для того, чтобы вместе победить то Зло, которое прёт на нас с Запада. И тут никак нельзя всех насильно загнать в один «монастырь». Сила наша в цветущей сложности, в нашей многогранности и взаимодополнении друг друга.

Вот поэтому я остановлюсь только на тех моментах в интернет-конференции, которые могут сблизить позиции христиан, мусульман и коммунистов. Разделяющие моменты публично обсуждать я не стану, разве что просто укажу на них.

Итак, по порядку буду приводить тезисы, с которым бы хотелось согласиться.

Вы согласны, что гармонично существуют православная и мусульманская общины в Татарстане?
- Имейте в виду, этому сосуществованию уже много веков, не надо ссылаться только на советский опыт. Сегодня налицо новая реальность, когда религиозная и этническая идентичность становится для людей самой главной. Эту реальность не стоит пытаться отменить, зафиксировав ушедший в прошлое советский опыт. Но мне очень хочется верить, более того, я убежден, что на новой основе - на основе умения людей, имеющих предельно сильную религиозную или этническую идентичность, мы можем договариваться напрямую друг с другом. Многовековой опыт совместной мирной жизни в России в целом и в Татарстане в частности людей разных национальностей и вер будет сохранен и обогащен.

Тут я сделаю оговорку следующего характера. Советский опыт надо обязательно использовать особенно в части межнациональных отношений. Интернационализм, как элемент государственной идеологии был бы сейчас очень уместен. Россия – это семья разных народов, это дружба народов. Вместе с многовековым опытом межконфессионального диалога мы получаем совершенно несгибаемую опору государства. Нет межнациональных распрей, нет религиозных раздоров, стало быть врагу ни за что не взорвать нас изнутри.

В продолжении этой темы.

– Какие в целом отношения выстраиваются у РПЦ с исламом?
– Тема слишком большая для того, чтобы можно было кратко на нее ответить. Но это не конкуренция. Все-таки у нас в основном разные социумы, которые живут по собственным правилам. Люди, конечно, разделены по принципу религии. Это нормально. У людей разные убеждения, разный образ жизни, разные правила, которые для них важнее любых человеческих законов. И это реальность. Да, мы разные. Да, каждый из нас считает свою религию единственно истинной, иначе и быть не может.
– Но при этом в истории России и в современной жизни России нам удавалось в течение веков жить в мире, проводя определенные границы между жизненными пространствами друг друга и одновременно добиваясь того, чтобы для нас общие цели были значимыми, особенно в те моменты, когда страна испытывает серьезные вызовы и угрозы. Вспомним Великую Отечественную войну или нынешнюю ситуацию, в которой нас пытаются "прогнуть" через экономическое, политическое и отчасти военное давление. Быть разными, но уметь строить достойные отношения друг с другом без всякого посредничества в виде экспертов, руководствующихся западными рецептами, - это то, что у нас, в общем, всегда получалось. Надеюсь, получится и в будущем.

Тут упомянута архиважная скрепа нашего общества. Победа в Великой Отечественной Войне. Очень отрадно, что эта тема постоянно упоминается в РПЦ именно в качестве духовной скрепы.

– Как вы видите место и роль церкви в политической системе России? (Луиза)
– Церковь - это не политическая организация в том смысле, что она не является органом власти и не борется за власть.

– Но вы как-то высказывались, что даже партии могут быть религиозного толка.
– Если какая-то партия считает для себя важными христианские или исламские ценности, почему нет? При этом на самом деле я был бы против того, чтобы церковь стала частью государственного аппарата или имела государственные функции. В этом и заключается принцип отделения религиозных объединений от государства. Религиозные объединения не являются органами власти, а государство не несет на себе функции религиозной общины.
– Но в то же время верующие люди, будучи политиками, государственными деятелями, военными, учеными, врачами, художниками, поэтами, имеют полное право действовать как мусульмане или как христиане в тех основных сферах жизни, в которых они работают. И имеют полное право высказываться на любые темы, как и священники, и монахи, и архиереи, семинаристы, студенты медресе, имамы, муфтии и так далее.
– Политическая деятельность - это деятельность по управлению государством и по осуществлению борьбы за власть или за отстаивание властных позиций. Вот в этой деятельности, конечно, религиозные общины участвовать не должны, но члены этих общин участвуют в данных процессах, как и в любых других.

Вот это является примером того, что я написал в начале про хождение со своей метафизикой в чужой монастырь. Вернее сказать, чтобы быть правильно понятым, здесь как раз хороший пример того, когда никто не навязывает своих правил другому.

– Какова роль РПЦ в современной России? Это духовный маяк?
– Я считаю, что это роль силы, которая объединяет большинство народа России, и это сила, которая устанавливает ценности. От этого, конечно, могут дистанцироваться люди, которые не являются членами церкви, но все-таки наша страна сформирована православием. И можно быть достойнейшим гражданином России, при этом являясь мусульманином, буддистом, иудеем, католиком, протестантом, атеистом. Но я бы попросил иметь в виду тот факт, что все-таки сама культура, сам исторический образ России сформированы православием - вот такие мы, вот такие у нас исторические, культурные, если хотите, политические и экономические интуиции.

– Считаете, Россия - православная страна?
– Я считаю, что да. Православная страна с мощным мусульманским, иудейским, буддийским, католическим, протестантским факторами. И эти факторы очень важны, без них Россия была бы неполной, особенно без исламского фактора. У нас огромное количество мусульман, и в значительной степени они вместе с русским народом сформировали Россию. Но вектор развития у нее все-таки свой, и это вектор не западный и не определяемый теми силами, которые находятся к востоку и к югу от нашей страны. У нее свой вектор, связанный с православием.
– Самостоятельная цивилизация Россия?
– Абсолютно так.

Тут мне добавить нечего. Я со всем согласен.

– Была такая доктрина: Москва - Третий Рим. До сих пор РПЦ придерживается этой доктрины?
– Это не догматический и не канонический текст, но это идея, которая близка многим православным христианам - думаю, что большинству. Она отражает мироощущение многих русских православных людей даже в том случае, если не знают подробно текст монаха Филофея или какие-то философские идеи. Хорошо по этому поводу сказал Федор Михайлович Достоевский: очень часто русские люди не знают истинной веры, но сердцем знают Христа.
– Очень часто русские люди понимают, что Россия - это центр и, может быть, единственный центр мира, который имеет больше оснований быть таким центром, чем любая из европейских столиц и Соединенные Штаты. Кто-то может по этому поводу сказать: а кто вы такие? У вас нет того экономического могущества, которое есть у Соединенных Штатов, у вас нет той мощи населения, которая есть у Китая.

– В России нет христианской реликвии, в конце концов...
– Об этом тоже можно вспомнить, да. Но тем не менее идея "Москва - Третий Рим" преподавалась в семинарии даже Сталину. У российского человека есть какое-то понимание того, что ключ к мировому развитию, к судьбам человечества находится именно здесь. Не случайно мы часто ценой собственной жизни, ценой очень серьезного физического ослабления государства останавливали все глобальные проекты, которые не были согласны с нашей совестью, с нашим видением истории и, я бы сказал, с Божией правдой. Это наполеоновский проект, это гитлеровский проект.
– Остановим и американский проект! Это цивилизация ростовщичества, культ принципа "деньги делают деньги", торжество эгоизма как якобы оптимальной модели человеческого существования. И это все признаки начала конца нынешней западной цивилизации - не настоящего Запада, который тоже создало христианство. Я имею в виду цивилизацию узкой элиты, попытавшейся подстроить под себя, под свои правила, под свои мерки, под свой стиль жизни население сначала западных стран, а потом и остальных.
– Но вот похоже, что не получается. Похоже, что этот проект выдыхается, похоже, что у него нет драйва, нет лозунга, за которым могло бы пойти даже население западных стран! И значит, у нас, у людей, у которых появился прямо противоположный смысл жизни в целом ряде областей - от экономики до культуры, сегодня опять есть шанс, как в 1941 году, остановить нашим идейным оружием наступающие идейные "танковые колонны" тех, кто считает, что уже подчинил себе весь мир. Получится или нет, я не знаю, но попробовать стоит.

Вот тут сказано многое. Если перевести это немного на другой язык, то можно заметить, что Сталинский Советский Союз маркирован как Третий Рим, что, отрицая ростовщичество, отрицается капитализм, что не деньги должны делать деньги, а труд должен стать мерой (это я добавляю из другого высказывания Чаплина). Сравнение с 1941 годом намекает на то, что тогда нам удалось коммунистическим идейным оружие остановило наступающие вражеские идейные «танковые колонны», и теперь нам надо делать нечто подобное. Подобное, но не абсолютно то же самое. Одним коммунизмом тут уже не обойдёшься, враг стал значительно хитрее и сложнее. Но и без коммунистической идеи тоже обойтись сложно, особенно без её экономического воплощения в виде социалистической экономики. Ещё раз повторюсь, наша сила в цветущей сложности или, как говорят в Сути времени, в синтезе. Далее следует

– А откуда это ощущение, что в России находится некий ключ? Что это за ключ? Вы тоже так считаете?
– Это интуиция, я тоже так считаю. Это не обязательно нужно пытаться объяснить экономическими, политическими или военными категориями. Вот так в истории всегда получалось. Я уверен, что и дальше так же получится. Такая у нас судьба, потому что мы Третий Рим, мистический Третий Рим. И нам сегодня противостоит новый Вавилон.

Эти и предыдущие слова Чаплина по сути совпадают с основными идеями книги «Суть времени», где уже на обложке значится «Философское обоснование мессианских претензий России в XXI веке».

Со следующим фрагментом его выступления можно очень крепко поспорить. Тут намешано и объединяющее и разделяющее. Обязательно надо отделять зёрна от плевел.

– Вот тогда, когда власть у нас народ не слышала, ничего не получалось. Когда власть пыталась прислушиваться только к внешним рецептам и рекомендациям, тоже ничего не получалось. Петр I пытался выстроить жизнь страны по внешним рецептам, но у него это не получилось, и сам он в конце своей жизни был более православным человеком, чем в молодости. Пытались переделать страну после 1917 года, причем самыми жесткими методами, устроив радикальную "коллективизацию", а по сути - истребив активное и эффективное крестьянство, изменив государственный строй, введя ультралевую идеологию в качестве государственной, но тоже не получилось. Уже в период Великой Отечественной войны Сталин понял, что ему не выиграть войну, если продолжится служение идеалам мировой революции. Если бы он этого не понял, то к концу 1941 года уже был бы на виселице, а Гитлер стоял бы в Москве.
– Хрущев также пытался достаточно волюнтаристски подойти к нашему историческому пути, и тоже не получилось - пришлось уйти в отставку. В начале 90-х годов нам тоже пытались устроить радикальную ломку общественной жизни, опять ничего не получилось. Россия всегда снова становилась Россией. И сейчас она гораздо больше, чем в первые постперестроечные годы, является Россией. Наверное, власть старается больше, чем в периоды радикальных реформ, прислушиваться к народу. Без этого в России власть не стоит.

Вот такие сложные исторические проблемы надо обсуждать аккуратно, как это делал Патриарх на XVIII Всемирном русском народном соборе. Лучше это делать на совместных круглых столах, а не выбрасывать обрывочные и неподкреплённые фактами фразы в широкое информационное пространство. Особенно когда в одном месте критикуешь, капитализм, а в другом говоришь словами тех же агентов капстран.

В целом, я должен сказать, что уже чётко просматриваются те общие положения, на основании которых можно выстраивать диалог, и его надо обязательно выстраивать.



  • 1
>>>>Но вектор развития у нее все-таки свой, и это вектор не западный и не определяемый теми силами, которые находятся к востоку и к югу от нашей страны. У нее свой вектор, связанный с православием.
>>>– Самостоятельная цивилизация Россия?
>>– Абсолютно так.

>Тут мне добавить нечего. Я со всем согласен.

На самом деле тут есть что возразить.

Россия - другая версия западной(христианской) цивилизации, так сказать - альтернативная

Это всего лишь вопрос терминологии. Можно сказать альтернативный запад, а можно сказать - альтернативный восток. Я могу согласиться с Вами. Ключевое здесь, что Россия - это альтернативное миробытие.

Не только и не столько терминологии.

Поскольку христианская постольку и западная.

Ну а где зародилось христианство? На Западе? И из какой иной религии оно вышло? А откуда эта религия? Это так уж получилось исторически, что прижилось и закрепилось оно на географическом западе, а впоследствии сформировало "Западный мир".

В Римской Империи зародилось, которая как известно - исток всей западной цивилизации, которой мы неотъемлимая часть

  • 1