pozharny

Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. (Притчи 16:9)


Previous Entry Share Next Entry
pozharny

Сон во время войны

Проблема "пробуждения", которую мне довелось исследовать, очень остро стоит на повестке дня. Особенно остро она стоит в России, где "перекормленное" многими сортами колбасы и телевизионной "нуги в шоколаде" (это я про всякую дребедень на экране) население, заснуло сладким сном и не желает подниматься с печи. Тем временем коварный враг уже стоит у границ. А население знай себе дрыхнет и не желает пробуждаться. Хотя кое-кто уже очнулся, бегает по всей стране и бьёт в набат. Может в пору уже по балде постучать?..

Интересен тот факт, что русские, как народ, уж очень крепко засыпают. Иные народы тоже любят поспать, но уж если русский Иван удрыхся, то хоть из пушки пали! Этот факт очень ярко запечатлён в русском фольклоре. Например, есть  поговорка о том, что русские долго запрягают да быстро едут. Есть былина о том, как Илья Муромец провёл на печи 33 года, а потом как поднялся! да как пошёл зло забарывать! Много чего ещё есть в том же духе.

Я постараюсь раскрыть эту проблему на примере одной древней русской сказки - "Бой на калиновом мосту".


Бой на калиновом мосту

Кратко о самой распространённой версии сказки. Характерные действующие лица: «Сын царицы — Иван-царевич, сын поповны — Иван-попович и сын чернавки — Иван — крестьянский сын.» То есть представители основных слоёв древнерусского общества. У них следующее характерное оружие: «у Ивана-царевича на коне сбруя золочёная, в руках меч золотой. У Ивана-поповича у коня сбруя посеребрённая, в руках копьё серебряное. А у Ванюшки — крестьянского сына сбруя у коня мочальная, в руках дубинка железная».

Далее описывается само бедствие. «Только подъехали они ко дворцу, ко тесовому крыльцу, выбежала царица, слезами заливается:

— Сыны мои милые, напали на нашу страну вороги, змеи лютые, идут на нас через речку Смородину, через чистый Калинов мост. Всех людей окрест в плен взяли, землю разорили, ближние царства огнём пожгли.

— Не плачь, матушка, отстоим мы речку Смородину, не пустим змея через Калинов мост.»

Тут надо сделать отступление и несколько важных замечаний. Кали́нов мост — это мост через реку Смородину в русских сказках и былинах, соединяющий мир живых и мир мёртвых. Название «Калинов мост» происходит от слова «кали́ть», то есть разогревать твёрдого материала (напр. металла) докрасна и (или) добела. «Река Смородина» также называется Огненной; потому мост через неё и представлялся докрасна раскалённым. Мост этот является границей, последним рубежом перед царством Мораны (Мары), охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев). Сморо́дина (Огненная река) — своеобразный аналог древнегреческого Стикса; преграда, которую предстоит преодолеть человеку или его душе по пути на «тот свет». Название этой реки произошло от древнерусского слова «смо́род» (ныне чуть более привычное «смрад»). Слово это употреблялось на Руси издавна и в XI—XVII веках обозначало сильный, резкий запах, смрад, вонь. Огненная река Смородина и Калинов мост нередко упоминаются не только в сказках, но и в заговорах. Однако там река чаще называется просто огненной или смоляной, отсюда и смрад от горения.

Далее по сюжету на Калиновом мосту происходит единоборство героев со змеями, что является олицетворением битвы добра и зла. Что характерно, двое братьев – царевич и попович – спят во время своей смены и за них с шести-, девятиглавыми змеями бьётся крестьянский сын. Хочется особо отметить одну очень интересную деталь, что древний враг каждый раз не ожидает никакого отпора: «Иван — крестьянский сын не родился, а если родился, то на войну не сгодился, я его на ладонь посажу, другой прихлопну, только мокренько станет.» Иван уверенно справляется с этими бесхитростными, но сильными врагами.

На битве с двенадцатиголовым змеем происходит следующее: «Размахнулся Ванюшка, сбил Змею три головы, а Змей его по щиколотку в землю вогнал, подхватил свои три головы, чиркнул по ним огненным пальцем — все головы приросли, будто век не падали. Дыхнул на Русь огнём — на три версты всё поджёг кругом. Видит Ванюшка — плохо дело, схватил камешек, бросил в избушку — братьям знак подать. Все окошечки вылетели, ставенки в щепы разнеслись — спят братья, не слышат.» То есть призыв на помощь не разбудил братьев, несмотря на серьёзные повреждения дома. Да и враг оказался не просто силён, да ещё и коварен. На этот раз он обладает особым, не простым, секретным оружием – «огненным пальцем», при помощи которого приращивает отрубленные головы.

Далее: «Собрал силы Ванюшка, размахнулся дубиной — сбил Змею шесть голов. Змей огненным пальцем чиркнул — приросли головы, будто век не падали, а сам Ванюшку по колена в землю вбил. Дыхнул огнём — на шесть вёрст Русскую землю сжёг. Снял Ванюша пояс кованый, бросил в избушку — братьям знак подать. Разошлась крыша тесовая, подкатились ступеньки дубовые — спят братья, храпят, как лес шумит.» Беда усиливается, разрушения причиняемые змеем земле русской увеличиваются многократно, а разбудить братьев так и не получается.

Заканчивается сказка следующим: «Собрал Ванюшка последние силы, размахнулся дубинкой, сшиб Змею девять голов. Вся сыра земля дрогнула, вода всколебалася, орлы с дубов попадали. Змей Горыныч подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем — приросли головы, будто век не падали, а сам Ванюшку по пояс в землю вогнал. Дыхнул огнём — на двенадцать вёрст Русскую землю сжёг. Снял Ванюшка рукавицу пеньковую, бросил в избушку — братьям знак подать. Раскатилась избушка по брёвнышку. Проснулись братья, выскочили. Видят: вздыбилась речка Смородина, с Калинова моста кровь бежит, на Русской земле стон стоит, на чужой земле ворон каркает. Бросились братья на помощь Ванюшке. Пошёл тут богатырский бой. Чудо-юдо огнём палит, дымом дымит. Иван-царевич мечом бьёт, Иван-попович копьём колет. Земля стонет, вода кипит, ворон каркает, пёс воет. Изловчился Ванюшка и отсёк Змею огненный палец. Тут уж стали братья бить-колотить, отсекли Змею все двенадцать голов, туловище в воду бросили. Отстояли Калинов мост.»

Таким образом, получается, что пробуждение старших по сословиям братьев наступает только в тот момент, когда русская земля стоит на краю гибели, никакие призывы до этого момента не действуют, несмотря на реальную угрозу, исходящую от воплощения сил зла. Бодрствующим остаётся только герой из народа.



  • 1
В защиту Ильи Муромца скажу, что он инвалид, не просто так на печи лежал. А исцелился когда душа страданиями людскими уязвлена стала.
А сказку хорошая, мне в детстве нравилась очень. Вообще в сказках параллель между сном и смертью не случайна, причем это у многих народов так.

Не сказки - а целые притчи

Да уж, только от ума малого можно упрекать сказки русские в простоте (это в адрес всех презрительно-относящихся к нашему фольклору).
Автору - респект)

Очень показательная история про крестьянского сына. Подзабылась как-то сказочка-то. Спасибо автору, что напомнил.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account